можно ли детям ходить на похороны

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Нужно ли идти ребенку на похороны?

Как дети воспринимают смерть?

Смерть является неизбежным фактом нашей жизни, и если мы хотим помочь детям, нам необходимо помочь им понять, что говорить об этом явлении — это нормально. Как и другие взгляды, представления о смерти постепенно развиваются с возрастом. Примерно до 10 лет дети не могут понять необратимости и безысходности смерти. К 3 годам дети начинают осознавать, что смерть есть переход в другое состояние. К 5-6 годам они начинают понимать, что все мы смертны, но нет понимания, в результате чего происходит смерть. До 2 лет дети не способны воспринимать смерть, но они реагируют на любое изменение в поведении близких. Они воспринимают смерть как сон или отъезд, и им необходимо тысячу раз повторять, что их близкий уже не вернется.

Разговор на тему смерти с детьми может быть очень непростым. Ведь объяснения должны быть краткими и ясными. Разумнее всего объяснить смерть как отсутствие обычных проявлений жизни.

Дошкольники воспринимают смерть как обратимое, временное и безличное явление. В возрасте от 5 до 9 лет годами дети начинают осознавать, что все живущие умирают, но еще не воспринимают смерть как личную. С 10 лет дети начинают понимать, что смерть необратима, что все живущие умирают и что они тоже когда-то умрут. Жизненный опыт каждого ребенка в своем роде уникален. Некоторые дети задают вопросы о смерти уже в 3 года, других и в десять не встревожит смерть бабушки, но при этом оплакивают гибель котенка.

Нужно ли сообщать ребенку о смерти близкого?

Сообщение ребенку трагической вести – непростая задача, она требует от взрослого душевной мягкости, терпения и мужества. Желательно, чтобы это взял на себя близкий ребенку человек.

Ни в коем случае не стоит скрывать случившееся, так как тем самым создается почва для страхов и недоверия к взрослым – ведь ребенок, как правило, все равно ощущает утрату или даже догадывается о смерти близкого.

Говоря о смерти, необходимо выражаться прямо, употребляя слово «умер». Фразы типа «Дедушка навсегда заснул» могут быть неверно истолкованы и стать источником невротических страхов. Если известие о смерти родственника предстоит принять дошкольнику, можно воспользоваться сравнением с прошлым опытом потерь (например, со смертью кошки), чтобы ребенок более-менее уяснил себе смысл случившегося. Очень важно также установить тактильный контакт с ребенком: посадить его к себе на колени, обнять, приласкать.

При этом, правда, возможна более интенсивная эмоциональная реакция, поэтому нужно позволить ребенку выразить свои чувства во всей их полноте.

Стоит ли брать детей с собой на похороны?

Участие в похоронах помогает ребенку признать реальность утраты, осознать, что умерший не вернется. Участвуя в семейном трауре, дети, познают то новое и неведомое, с чем они сталкиваются в лице смерти близкого. Дети нередко усваивают основные понятия, касающиеся смерти, именно во время похорон и затем используют это знание, исследуя вопрос о собственной смерти. Развитое воображение в данном случае может обозначать, что в том случае, если ребенок не видит тела и не присутствует на похоронах, то в его воображении могут возникнуть картины куда более страшные, чем в реальности. При этом можно предложить ребенку попрощаться с умершим каким-нибудь особенным способом, например, положить в гроб памятный подарок: рисунок, письмо или цветок.

Без прощания отношения ребенка с умершим могут остаться незавершенными, что нередко приводит к возникновению различных страхов.

Если ребенок не хочет идти на похороны.

«Последние проводы» будут выполнять свою позитивную функцию только в том случае, если ребенок внутренне готов к такой церемонии. Поэтому прежде всего стоит убедиться в том, что ребенок действительно согласен участвовать в погребении. Если он не хочет идти на похороны, то ни в коем случае нельзя его заставлять или вызывать по этому поводу чувство вины. Лучше дать ребенку возможность рассказать о своих чувствах и прояснить возможные неправильные представления и страхи.

Особенности восприятия детской психики

Дети от 5 до 7 лет не полностью понимают окончательность смерти. Бывает, что им приходится неоднократно говорить, что дорогой им человек умер и больше не вернется. Если взрослые стойко переживают смерть близкого человека и не показывают свою печаль, то дети усваивают, что показывать чувства и задавать вопросы недопустимо. И тогда им приходится скорбеть как-то в одиночку. У детей могут появиться кошмарные сны или другие более сильные проявления последствий стресса. Дети могут проявлять эмоции или уходить в себя. Они могут вступать в споры, менее добросовестно относиться к урокам или изолироваться от прежде приятных им занятий.

Заупокойная служба, отпевание, поминки и похороны помогают лучше осознать реальность того, что близкий человек действительно умер.

Необходимо сделать все, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, находился в контакте с близкими ему людьми. Если позволяет возраст и ребенок не отказывается, полезно подключить его к общим делам, связанным с похоронами, поручив ему то, что он в состоянии выполнить. Несмотря на собственные переживания и массу хлопот, взрослым нужно постараться найти в себе силы заботиться о ребенке как обычно: кормить его, укладывать спать и даже, возможно, немного поиграть, потому что так он будет чувствовать, что жизнь продолжается. Для ребенка это крайне важно.

Исключенный из общего процесса, ребенок будет чувствовать себя покинутым, оставленным наедине со своими чувствами, что только усилит страдание от потери.

Просматривайте фотографии и видеокассеты. И хотя поначалу это бывает больно, приятные воспоминания служат очень важной составляющей восстановительного процесса, поскольку согревают вас от леденящих душу и печальных мыслей об утрате. Дети могут всегда скучать по дорогому им человеку, но со временем они перестанут плакать, вспоминая его, и смогут улыбаться.

Приятные воспоминания служат очень важной составляющей восстановительного процесса.

Специалисты соглашаются в том, что продолжительность периода скорби и печали не одинакова для всех. Даже когда кажется, что ребенок живет хорошо, у него будет много моментов гнетущей печали, — особенно в первый год. Праздники, дни рождения и особые семейные даты могут усугубить эту печаль.

Почему близкий умер?

Если смерть наступила от болезни, объясните, что тело человека больше не могло бороться с болезнью, оно перестало работать. Убедитесь, что ваши дети понимают, что, если они заболевают гриппом или простудой или если папа или мама заболевают, их организм может победить болезнь и выздороветь. Объясните, что большинство людей выздоравливает. Если же смерть наступила от несчастного случая, объясните, что тело человека было повреждено настолько сильно, что перестало работать, но большинство людей, получивших телесные повреждения, могут поправиться и жить долгое-долгое время.

Смерть близкого вызывает у ребенка ощущение собственной беззащитности.

Ребенок может спросить: «Ты когда-нибудь умрешь? А я умру?» Дети ищут успокоения, подбадривания, но далеко не все удовлетворятся уклончивыми ответами. Поэтому лучше ответить честно: «Да, когда-нибудь в будущем это произойдет», а уже потом успокоить, что обычно люди живут долго. Если ребенок испугается и заплачет, ни в коем случае нельзя отказываться от своих слов и оборачивать их в шутку. Лучше сесть рядом с ребенком, обнять, побыть с ним и затем помочь вернуться мыслями к жизни, которая продолжается.

Митрополит Антоний Сурожский

Глубоко любимая бабушка умерла после долгой и тяжелой болезни. Меня позвали, и когда я приехал, то обнаружил, что детей увели. На мой вопрос родители ответили: «Мы же не могли допустить, чтобы дети остались в одном доме с покойницей». — «Но почему?» — «Они знают, что такое смерть». — «И что же они знают о смерти?» — спросил я. — «На днях они нашли в саду крольчонка, которого задрали кошки, так что они видели, что такое смерть».

Я сказал, что если у детей сложилась такая картина смерти, они обречены через всю жизнь пронести чувство ужаса. При всяком упоминании о смерти, на каждых похоронах, у любого гроба — в этом деревянном ящике для них будет скрыт невыразимый ужас…

После долгого спора, после того, как родители сказали мне, что дети неизбежно получат психическое расстройство, если им позволить увидеть бабушку, и что это будет на моей ответственности, я привел детей. Первый их вопрос был: «Так что же случилось с бабушкой?» Я сказал им: «Вы много раз слышали, как ей хотелось уйти в Царство Божие к дедушке, куда он ушел прежде нее. Вот это и произошло». — «Так она счастлива?» — спросил один из детей. Я сказал: «Да». И потом мы вошли в комнату, где лежала бабушка. Стояла изумительная тишина. Пожилая женщина, лицо которой много лет было искажено страданием, лежала в совершенном покое и мире.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  можно ли ходить в солярий

Один из детей сказал: «Так вот что такое смерть!» И другой прибавил: «Как прекрасно!» Вот два выражения того же опыта. Дадим ли мы детям воспринимать смерть в образе крольчонка, разодранного кошками в саду, или покажем им покой и красоту смерти?

В Православной Церкви покойника привозят в храм заранее; мы молимся у открытого гроба, рядом с ним стоят и взрослые и дети. Смерть вовсе не следует скрывать; она проста, она — часть жизни. Дети могут посмотреть в лицо умершего и увидеть покой. На прощание мы целуем умершего. И надо не забыть предупредить ребенка, что лоб человека, который обычно был теплый, теперь, когда он его поцелует, окажется холодным; тут можно сказать: «Это печать смерти». Жизни сопутствует тепло; смерть холодна. И тогда ребенок не пугается, потому что у него есть опыт тепла и холода; и то и другое имеет свою природу и свое значение.

Источник: http://www.b17.ru/blog/29090/

Можно ли брать ребенка на кладбище — особенности, приметы и рекомендации

Поход на кладбище – серьёзное испытание и совсем нерадостное событие в жизни взрослого человека. Что уж говорить о детях, которым порой приходится посещать это скорбное место, сопровождая родителей в дни поминовения усопших родственников или на похоронах. Сегодня мы поговорим о том, можно ли брать ребёнка на кладбище. Отвечая на этот вопрос, мы будем опираться на мнения психологов, священнослужителей и эзотериков.

Дни поминовения

Если сравнивать психику взрослого человека и ребёнка, можно отметить, что последний – крайне уязвим. Поэтому задаваясь вопросом о том, можно ли маленьких детей брать на кладбище, нужно самому себе объяснить, так ли необходим этот поход. Стоит подумать и о том, можно ли оставить малыша с няней или родственниками и посетить погост без него.

Вынести похороны близкого человека без эмоционального потрясения по силам не каждому взрослому. Но некоторые родители в ответе на вопрос о том, можно ли брать ребёнка на кладбище, приводят следующие аргументы: умер близкий человек, с ним нужно проститься. Психологи утверждают: психика ребёнка – штука загадочная, совершенно непонятно, как малыш может отреагировать на похороны.

К тому же до определённого возраста дети совершенно не различают такие категории, как «смерть» и «жизнь». С одной стороны, ребёнок может даже не понять, что произошло. Вряд ли малыш осознает весь трагизм ситуации. А с другой стороны, присутствие на похоронах позволит осознать, что близкий человек больше никогда не будет рядом. То есть кроха сумеет получить определенные знания об элементарных понятиях прямо в процессе похорон. Ведь рано или поздно у него всё равно появится вопрос о смерти окружающих его людей или даже о его собственной гибели.

Особенности детской психики

Если на вопрос «можно ли брать ребёнка на кладбище» вы ответили утвердительно, стоит обезопасить малыша от нервных потрясений. Ему не стоит присутствовать на отпевании близкого человека. Непременно рядом с ребёнком должен находиться взрослый – это позволит ему чувствовать себя в безопасности. Ещё одна сложность заключается в том, что дети попросту не понимают, почему тело, лежащее в гробу, безжизненно и, более того, больше не является родным человеком. У некоторых крох это непонимание может вызвать даже психические отклонения!

Возрастные ограничения

Специалисты, занимающиеся изучением психологического здоровья детей, говорят, что малышей, которым не исполнилось трёх лет, на кладбище лучше не брать. Они попросту не могут постичь всю суть церемонии прощания. Можно ли брать ребёнка на кладбище, если он уже достиг сознательного возраста? Ответ на этот вопрос весьма неоднозначный, всё индивидуально. У некоторых детей мировоззрение уже сформировано к 8-9 годам, а у других и в подростковом возрасте с этим сложности.

Молодых мам порой беспокоит вопрос о том, можно ли брать на кладбище грудного ребёнка. Специалисты дают однозначный ответ: ни в коем случае. Грудничок нуждается в постоянном внимании, ему нужна забота. Взрослый, пришедший попрощаться с близким человеком, не будет иметь такой возможности – ему всё время придётся держать кроху на руках, следить за его самочувствием и настроением. Маленькие дети быстро устают, могут раскапризничаться, расплакаться. Можно ли годовалого ребёнка брать на кладбище? Если вы не боитесь капризов с его стороны – берите. Учитывайте только одно: ни на минуту нельзя оставлять кроху одного!

В свою очередь, маги и экстрасенсы в один голос твердят, что в грудничка может вселиться неупокоенная душа, «разгуливающая» по погосту. Объясняют это очень просто: у малыша нет защиты от подобного энергетического воздействия. Маги говорят, что это может кардинально поменять жизнь маленького человечка, причём чаще всего не в лучшую сторону. Поэтому же, кстати, они дают отрицательный ответ на вопрос о том, можно ли брать некрещеного ребенка на кладбище. Правда, представители Русской Православной Церкви эту точку зрения не поддерживают. Любой истинно верующий христианин скажет, что душа покойного не может находиться на кладбище, ей там не место. То есть малышу ничего не угрожает.

Подготовка к посещению погоста

Если ребёнок изъявил желание отправиться с вами, чтобы проводить родственника в последний путь, необходимо провести подготовительную работу. В рамках разъяснительной беседы он должен узнать, что во время похорон люди могут плакать, кричать – и это совершенно нормально для траурного ритуала. Непредупреждённый ребёнок может сильно испугаться или получить душевную травму. Внезапный плач близких может спровоцировать фобии и неврозы, на лечение которых уйдёт не один год.

Если родители положительно ответили на вопрос о том, можно ли брать ребёнка на кладбище, они должны быть готовы к тому, что чадо нуждается в постоянном контроле. Рядом с ним всегда должен быть человек, который объяснит ему происходящее или просто уведёт кроху с погоста, если он расстроится или устанет.

Правила поведения

Совсем нелишним будет знакомство ребёнка с правилами поведения в этом скорбном месте:

  • нельзя шуметь и бегать по территории кладбища;
  • не стоит отходить далеко от родителей или бабушек и дедушек;
  • брать у посторонних угощения или игрушки тоже не нужно;
  • категорически запрещено подбирать любые предметы с земли.

Кладбищенские угощения

Многие родители задаются вопросом: «Можно ли детям брать конфеты с кладбища?» Попробуем разобраться!

Служители православной церкви говорят: конфеты и печенье на могилах – это пережиток языческого прошлого. Оставлять их на могилах не стоит, лучше раздать угощения бедным. Эзотерики вторят: брать пищу с могил ни в коем случае нельзя! Ведь любой предмет, находящийся на кладбищенской земле, имеет тяжёлую энергетику. Даже взрослый человек может «подхватить» проблемы, что уж говорить о маленьком ребёнке.

Малыш не хочет идти на похороны

Что делать, если дети отказываются идти на кладбище? Не заставляйте их и не пытайтесь вызвать в них чувство вины! Если ребёнок внутренне не готов к церемонии прощания, вы рискуете сделать только хуже. Дайте малышу возможность объяснить, почему он не хочет этого делать. Пусть кроха расскажет о своих внутренних страхах.

Говорят маги

А что экстрасенсы и колдуны говорят, отвечая на этот вопрос? Во-первых, энергетика скорби, присущая этому месту, может подавить энергетическое поле маленького человечка. Угнетение и страх, которые малыш испытывает, могут усугубиться именно на погосте. С другой стороны, совсем маленьких детей защищает энергетика родных. То есть пока рядом с крохой мама или папа, он в полной безопасности.

Так можно ли брать ребёнка на кладбище? Приметы говорят следующее: сначала малыш должен побывать на радостном торжестве, лучше всего на свадьбе!

Ещё одна примета гласит, что малыш не должен брать из рук незнакомых людей ни угощений, ни красивых безделушек. Дето в том, что погосты – излюбленное место чёрных магов. Они проводят здесь ритуалы, пытаясь переложить проклятие, болезни или грехи на покойных. Поэтому если милая старушка подходит к ребёнку и предлагает ему конфету, он должен отказаться.

Мнения священников

В своей книге «Жизнь. Болезнь. Смерть» митрополит Антоний Сурожский пишет о том, что смерть не нуждается в том, чтоб её скрывали. Ведь она – просто часть жизни. Ребёнок может смотреть в лицо умершего, целовать его в лоб.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  можно ли с псориазом ходить в бассейн

Да и другие священнослужители говорят, что в какой-то степени участие малыша в процессе похорон даже полезно. Это помогает ему приобщиться к традициям, понять, что умершие близкие нуждаются в том, чтобы их вспоминали и навещали их могилки. Кроме того, это учит детей тому, что нужно ценить каждое мгновенье жизни.

Последствия

Что может произойти с ребёнком после посещения погоста? Свои эмоции он может перенести в реальную жизнь. Не пугайтесь, если, играя в куклы, ваш малыш устроит им похороны. Таким образом он применяет полученный опыт.

После посещения кладбища не давайте ребёнку забыть о том, что у него был близкий человек. Поговорите с крохой о его увлечениях, расскажите об интересных жизненных ситуациях. В годовщину смерти посещайте с малышом церковь, приходите на кладбище в церковные праздники. И старайтесь наиболее полно и откровенно ответить на возникающие у ребенка вопросы о жизни и смерти, если они возникнут.

Источник: http://fb.ru/article/323804/mojno-li-brat-rebenka-na-kladbische—osobennosti-primetyi-i-rekomendatsii

Принципы общения и помощи горюющему ребенку

Автор статьи

Шефов Сергей Александрович

– Смерть близкого человека – потрясение, которое может вынести не каждый взрослый, а ведь ребенок – существо с неокрепшей психикой и воспринимает он всё по-другому. Поэтому перед родителями детей, потерпевших утрату, встает множество вопросов. И конечно, первый из них – нужно ли сообщать ребенку о смерти близкого и как правильно это сделать?

– Действительно, сообщение ребенку трагической вести – непростая задача, она требует от взрослого душевной мягкости, терпения и мужества. Желательно, чтобы это взял на себя близкий ребенку человек. Ни в коем случае не стоит скрывать случившееся, так как тем самым создается почва для страхов и недоверия к взрослым – ведь ребенок, как правило, все равно ощущает утрату или даже догадывается о смерти близкого.

Говоря о смерти, необходимо выражаться прямо, употребляя слово «умер». Фразы типа «Дедушка навсегда заснул» могут быть неверно истолкованы и стать источником невротических страхов. Если известие о смерти родственника предстоит принять дошкольнику, можно воспользоваться сравнением с прошлым опытом потерь (например, со смертью кошки), чтобы ребенок более-менее уяснил себе смысл случившегося. При этом, правда, возможна более интенсивная эмоциональная реакция, поэтому нужно позволить ребенку выразить свои чувства во всей их полноте. Очень важно также установить тактильный контакт с ребенком (посадить его к себе на колени, обнять, приласкать).

– Похороны всегда связаны с различными хлопотами, и взрослым часто становится не до ребенка. Целесообразно ли участие маленького члена семьи в траурных мероприятиях?

– Исключенный из общего процесса, ребенок будет чувствовать себя покинутым, оставленным наедине со своими чувствами, что только усилит страдание от потери. Поэтому необходимо сделать все, чтобы он чувствовал себя любимым, находился в контакте с близкими ему людьми. Если позволяет возраст и ребенок не отказывается, полезно подключить его к общим делам, связанным с похоронами, поручив ему то, что он в состоянии выполнить. В то же время нельзя перегружать ребенка делами и требовать от него взрослого поведения. Напротив, несмотря на собственные переживания и массу хлопот, взрослым нужно постараться найти в себе силы заботиться о ребенке как обычно: кормить его, укладывать спать и даже, возможно, немного поиграть, потому что так он будет чувствовать, что жизнь продолжается. Для ребенка это крайне важно.

Еще одно распространенное родительское сомнение – стоит ли брать детей с собой на похороны? Может быть, лучше оградить ребенка от негативных эмоций и попросить кого-то из родственников или знакомых присмотреть за ним?

Участие в похоронах помогает ребенку признать реальность утраты, осознать, что умерший не вернется. Участвуя в семейном трауре, дети, познают то новое и неведомое, с чем они сталкиваются в лице смерти близкого. Дети нередко усваивают основные понятия, касающиеся смерти, именно во время похорон и затем используют это знание, исследуя вопрос о собственной смерти. Кроме того, без прощания отношения ребенка с умершим могут остаться незавершенными, что нередко приводит к возникновению различных страхов. Так, одна девочка после смерти ее маленького братика боялась находиться дома одна, везде включала свет. В разговоре выяснилось, что ее не взяли на похороны мальчика, и теперь она боится наткнуться в квартире на его труп. После того как мама рассказала дочке, что ее брата похоронили, и о том, как это происходило, девочка успокоилась и страхи исчезли.

В то же время «последние проводы» будут выполнять свою позитивную функцию только в том случае, если ребенок внутренне готов к такой церемонии. Поэтому прежде всего стоит убедиться в том, что ребенок действительно согласен участвовать в погребении. Если он не хочет идти на похороны, то ни в коем случае нельзя его заставлять или вызывать по этому поводу чувство вины. Лучше дать ребенку возможность рассказать о своих чувствах и прояснить возможные неправильные представления и страхи.

– Как морально подготовить ребенка к участию в траурной церемонии?

Следует прямо объяснить, что там будет происходить, включая процедуру погребения. Ребенок должен заранее знать, что на похоронах люди могут плакать и даже кричать, и это нормально. Во-первых, эти объяснения помогут подготовить ребенка, уберечь его от возможных психотравмирующих неожиданностей, во-вторых, может снизиться тревога, связанная с похоронами, в-третьих, это еще один шаг на пути понимания смерти.

Отдельно замечу, что необходимо обращать внимание на то, что говорят ребенку другие взрослые, так как их слова могут не только помогать ему, но и приводить в замешательство. Особенно это проявляется, если одна часть советов по поводу того, как ребенок должен чувствовать и вести себя, существенно отличается от другой. Один взрослый может сказать: «Будь сильным и не плачь», а другой – «То, что мы плачем, означает, что мы любили твоего отца и будем очень скучать по нему». Нужно осознавать эти конфликтующие сообщения, чтобы вовремя помочь ребенку понять, почему взрослые чувствуют и ведут себя по-разному, и содействовать разрешению возникшего противоречия в конструктивную сторону, предоставляя ребенку право вести себя естественно, согласно собственным чувствам и желаниям.

– С какого возраста детям уже можно присутствовать на похоронах?

– Обычно каких-либо строгих возрастных ограничений не ставят. Считается, что уже с двух с половиной лет дети способны понять идею прощания. При этом можно предложить ребенку попрощаться с умершим каким-нибудь особенным способом – например, положить в гроб памятный подарок: рисунок, письмо или цветок. Полезно также найти взрослого человека, который мог бы находиться с маленькими детьми во время похорон. Они могут потерять интерес к происходящему через короткое время или устать, и тогда кому-то нужно будет вместе с ними покинуть церемонию. Имеет смысл и самим детям сказать, что они не обязаны оставаться на похоронах, если они этого не хотят. Они могут всегда выйти со взрослым на улицу и прогуляться или поиграть.

Отмечу также, что после церемонии дети могут в игре воспроизводить ритуал похорон и/или притворяться больными или умирающими. Это проигрывание болезни и похорон является вполне нормальным и является инструментом осознания нового опыта.

– Умерший близкий человек навсегда уходит из жизни ребенка, но это не значит, что он должен уйти из его памяти. Как говорить с ребенком об ушедшем, чтобы воспоминания не причиняли боль?

– Вы правы, если взрослые избегают говорить с ребенком об умершем, то детское горе может быть не вполне прожитым. Будучи значимым при жизни, покойный должен занять определенное место в душе ребенка, не отвлекая его, однако, от реальности. Взрослым не следует оставлять без внимания адресованные им вопросы и высказывания об умершем. Желательно время от времени вслух вспоминать о о том, что ему нравилось («Это было его любимое блюдо»), об интересных моментах его жизни (особенно из детства), продолжать взаимно делиться чувствами. Посещая кладбище, ребенка стоит пригласить с собой, но не настаивать, если он отказывается. Можно привлечь его к оформлению памятного фотоальбома, а в годовщину смерти в той или иной форме нужно вместе почтить память умершего.

К рассмотренным вопросам, которые обычно сами собой встают перед родителями в ситуации утраты, часто добавляется масса вопросов со стороны ребенка. Многие родители просто не знают, как на них отвечать.

– Действительно, дети задают вопросы в очень прямых формулировках. Они могут говорить не столько о чувствах, сколько о более конкретных обстоятельствах: на что похож гроб изнутри, страшно ли лежать в земле, холодно/темно ли там внизу, что умерший будет там есть и т.д. Важно быть готовым к этим вопросам. Нужно объяснить ребенку, что тело умершего человека больше не работает. Он больше не может дышать, ходить, разговаривать или есть.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  можно ли с бородавкой ходить в бассейн

Если вопросы заставляют родителей испытывать дискомфорт, ребенок заметит это и перестанет спрашивать. Поэтому родитель может взять на себя лидерство и объяснить, что, хотя он не может всего знать о смерти, он попытаетс ответить на вопросы ребенка, насколько сможет.

– Не могли бы Вы привести примеры конкретных вопросов со стороны ребенка и возможные варианты ответов на них?

Начнем с того, что дети часто спрашивают, похожа ли смерть на сон. Ответить можно так: «Смерть отличается от сна. Когда ты ложишься спать, твое тело продолжает работать. Ты по-прежнему дышишь, твое сердце бьется, и ты видишь сны. Когда человек умирает, его тело больше не работает». Нужно всегда помнить, что у детей, которым говорят, что смерть подобна сну, могут развиваться страхи, связанные с засыпанием.

Самый естественный вопрос, который может задать ребенок, – «почему близкий умер?». Если смерть наступила от болезни, объясните, что тело человека больше не могло бороться с болезнью, оно перестало работать. Убедитесь, что ваши дети понимают, что, если они заболевают гриппом или простудой или если папа или мама заболевают, их организм может победить болезнь и выздороветь. Объясните, что большинство людей выздоравливает. Если же смерть наступила от несчастного случая, объясните, что тело человека было повреждено настолько сильно, что перестало работать, но большинство людей, получивших телесные повреждения, могут поправиться и жить долгое-долгое время.

Смерть близкого вызывает у ребенка ощущение собственной беззащитности, и он может спросить: «Ты когда-нибудь умрешь? А я умру?» Дети ищут успокоения, подбадривания, но далеко не все удовлетворятся уклончивыми ответами. Поэтому лучше ответить честно: «Да, когда-нибудь в будущем это произойдет», а уже потом успокоить, что обычно люди живут долго. Если ребенок испугается и заплачет, ни в коем случае нельзя отказываться от своих слов и оборачивать их в шутку. Лучше сесть рядом с ребенком, обнять, побыть с ним и затем помочь вернуться мыслями к жизни, которая продолжается.

Также возможна ситуация, когда у ребенка был конфликт с человеком, который умер. Может быть, ребенок хотел, чтобы этого человека не было рядом, чтобы получить больше внимания от других членов семьи. Может быть, ребенок даже сказал ему: «Я хочу, чтобы ты умер». Закономерно, что ребенок будет чувствовать свою вину и спрашивать, не виноват ли он в случившемся. Успокойте детей и уверьте, что слова и желания не вызывают смерть.

Еще один вопрос, который часто ставит взрослых в тупик – «Он вернется?». Дело в том, что понятия «вечность», «навсегда» очень сложны в плане понимания для маленьких детей. Они видят, что персонажи сказок и мультфильмов умирают и затем восстают снова. Маленькие дети могут нуждаться в том, чтобы им говорили несколько раз, что человек не вернется.

Что следует отвечать, если ребенок спрашивает, почему Бог позволил этому случиться?

– Отвечайте на вопросы, касающиеся Бога и религии, в соответствии с вашими собственными убеждениями. Правильно будет проконсультироваться у священников. Вообще религиозным людям рекомендуют делиться с детьми своими убеждениями, так как это помогает им обрести ответы на волнующие вопросы, связанные со смертью близкого. Причем найденные в словах родителей ответы могут оказаться важными для ребенка и в настоящем (в ситуации утраты), и в будущем. Однако лучше избегать высказываний, что Бог «забрал» умершего, чтобы он был с ним, или что «только хорошие люди умирают молодыми». Некоторые дети могут испугаться, что Бог их тоже заберет к себе. Они также могут стараться быть «плохими», потому что не хотят умереть.

В целом хочу сказать, что бояться родителям нечего. Нормально не знать ответов на все вопросы. Дети вполне могут принять, что взрослые тоже могут иметь трудности с пониманием некоторых вещей.

– А как Вы посоветуете вести себя взрослым, если умерший – тоже ребенок (например, брат или сестра, друг, одноклассник)?

– Взаимоотношения с детьми в период после смерти члена семьи, особенно если умерший – ребенок (то есть брат или сестра), имеют свои подводные камни. К примеру, все мы склонны в какой-то степени идеализировать умершего. Разделяя свое горе с детьми, родители могут сравнивать их с умершим, что вызывает у ребенка чувства собственной никчемности и вины. Другая крайность – излишняя опека над оставшимся ребенком со стороны родителей. Понятно, что потеря вызывает сильное беспокойстов о других детях, но стремление детей к самостоятельности не должно подавляться. Со стороны всех взрослых требуются прежде всего внимание, терпение и забота, однако не каждая форма выражения сочувствия полезна для ребенка. Иной раз со стороны взрослых можно услышать сердобольные высказывания вроде: «Бедненький, один ты теперь остался». Услышав такие слова, ребенок может почувствовать себя еще более одиноким и несчастным. Забота не должна быть гипертрофированной или навязчивой, самое главное – чтобы она отвечала действительным потребностям ребенка.

Особенная роль по отношению к горюющим детям выпадает на долю учителей. Если ученик выражает желание побыть некоторое время после утраты дома и не посещать занятия, это ему может быть позволено. По возвращении ребенка в школу учителям предстоит создать для него щадящие условия. В частности, они должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали. Учитель должен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы ребенок не чувствовал равнодушия. В школе должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать. Иногда кто-нибудь из старших детей. возможно, кто-то имеющий аналогичный опыт, может быть назначен «опекуном» такого ребенка; чтобы при необходимости поддержать его. Учителям надлежит отнестись с пониманием и терпением к нежелательным изменениям в поведении ученика: невнимательности, замкнутости, раздражительности. Имеет смысл временно ослабить требования к успеваемости. Даже учитывая то, что в наших школах учителю бывает сложно позволить себе роскошь индивидуальной беседы с учащимся, в случае потери все же крайне желательно, чтобы он изыскал для этого время, предоставив ребенку возможность поделиться своим горем (при условии, что ребенок идет на контакт).

Хорошо, если учителю удастся также побудить друзей ученика помочь ему, поговорить с ним об умершем. Дети вполне могут быть способны к этому, иной раз даже больше, чем их наставники.

Смерть друга, одноклассника – событие чрезвычайное, потому что умирает не старый и даже не взрослый человек, а сверстник. Поэтому велика вероятность возникновения страхов за свою собственную жизнь. В такой ситуации учителя и школьные психологи, безусловно, не должны оставаться безучастными. Случившееся событие очень желательно сделать предметом обсуждения класса, чтобы ребята могли высказать свои мысли, выразить чувства по поводу произошедшего.

– Есть ли какие-то обобщенные рекомендации по поводу того, как взрослым вести себя с ребенком, перенесшим утрату?

Считается общепризнанным, что родителям и другим родственникам желательно говорить с детьми о постигшем семью горе, позволять им видеть свою печаль, делиться с ними чувствами. Если они скрывают свои переживания, ребенок может подумать, что горе неприемлемо. В то же время надо учитывать, что дети не в состоянии вынести весь груз боли, испытываемой взрослыми, поэтому нужно стараться сбалансировать, насколько возможно, разделение печальных чувств и совместные более приятные дела. Ребенку требуется не только знать о переживаниях близких, но и ощущать на себе положительные эмоции с их стороны. Необходимо, чтобы они продолжали выражать свою любовь к нему – для детей так важно в период траура чувствовать себя значимыми и любимыми.

Особенно важно быть вместе с ребенком, поддерживать эмоциональный и физический контакт с ним, внимательно относиться к его состоянию и желаниям, честно отвечать на вопросы, проявлять терпение к негативным сторонам поведения, быть открытым чувствам ребенка и делиться с ним своими в приемлемой форме, соблюдая меру (чтобы не спровоцировать страх или отчаяние). Всё это не только поможет ребенку пережить горе, но и способствует достижению определенных позитивных результатов, а именно снижению психоэмоционального напряжения, углублению взаимоотношений с близкими, принятию реальности смерти, расширению мировоззрения. Участвуя в траурных мероприятиях, ребенок приобретает важный жизненный опыт, усваивает модели поведения в случае смерти близкого человека. Взрослые должны сделать всё возможное, чтобы ребенок продолжал вести полноценную жизнь, несмотря на испытание скорбью.

Источник: http://www.memoriam.ru/principy-obshheniya-i-pomoshhi-goryuyushhemu-rebenku

Ссылка на основную публикацию